Понедельник. 01.05.17. День шестой.

На этот день у меня был подготовлен маршрут по городу на велосипедах. Из-за того, что он был выходным – праздничным, основные музеи должны были быть закрыты, и осматривать город предполагалось с колёс.

Основные направления осмотра: место бывшего гетто, фабрика Оскара Шиндлера, курган Крака, место концлагеря Плашув и близлежащий карьер.

Музей, находящийся в здании бывшей фабрики Шиндлера, на счастье оказался открытым, да ещё и вход был бесплатным – вот повезло! В первый понедельник каждого месяца музей обычно закрыт, но зато в остальные понедельники за вход платить не нужно. Приехав до открытия, мы выгадали тем самым время: очередь на вход была довольно недлинной.

Покуда стояли в ожидании, поизучали пункт велопроката. Система работает через специальный сайт с регистрацией, где можно выбрать годный тарифный план. Пользователь получает код от замка – и в путь!

В помещениях бывшей фабрики  – музей с экспозицией «Краков под оккупацией», которая нас впечатлила: сделано очень сильно. Посетитель проходит от демонстрации довоенной жизни с фотографиями на стенах фотоателье, интерьерами квартир и городскими зарисовками, к началу II Мировой Войны и оккупации. В узких коридорах тесно и темновато – не пофотографируешь особо, зато больше отдаёшься осмотру и реальному переживанию истории шаг за шагом, следуя через 22 музейных зала.

От мирной жизни к войне переходим через такой коридор, своим оформлением внушающий тревогу.

Началась война!

Поляки ожесточённо, но тщетно обороняются:

В Краков пришли нацисты и город зажил новой, мирной для немцев и печальной для Краковян жизнью.

В импровизированном вагоне городского трамвая «окна» демонстрируют подлинные кинокадры жизни города под оккупацией. Снято немецкими пропагандистами, оттого всё выглядит парадно и празднично… для немцев. Это одна сторона медали, другая же повествует о жизни польских горожан, их борьбе и репрессиях по отношении к ним. Об организации Краковского гетто, жизни в нём евреев, грабеже, трудовой эксплуатации и уничтожении их в лагере Плашув.

Мемориальный кабинет Оскара Шиндлера:

Инсталляция из не покрытой ещё эмалью металлической посуды, изготавливаемой фабрикой в те годы. Внутри сооружения – список спасённых Шиндлером людей, тот самый список. Своеобразный символ: посуда, закрывшая собою людей – попавшие на фабрику люди получили удивительный шанс на спасение.

Без знаменитого Папы на выставке тоже не обошлось.

При выходе – инсталляция современного искусства «Зал выборов». Круглое помещение, где на стенах и цилиндрических валиках нанесены цитаты из печати и переписки – символы этических дилемм военного времени.

При выходе, когда глаза привыкли к яркому дню, увидели, что очередь увеличилась минимум вдвое.

Площадь Героев гетто (N50.04673° E19.95439°) в районе Подгуже (Предгорье). Целая площадь – один монумент. В время погромов в гетто, когда нацисты выбирали пригодных для работы людей и отправки их в лагерь, на улицах валялась выброшенная из домов мебель. Бронзовые стулья в наш визит были одеты в «свитеры» с вязаными цветами. На площади расположена и знаменитая аптека «Под орлом».

По теме порекомендую, пожалуй, вот этот блог.

Далее мы двинулись к форту «Святой Бенедикт» (N50.04288° E19.95651°), рассчитывая осмотреть его. Но взобравшись на холм, откуда открывался неплохой вид на город, обнаружили забор и запретительные надписи: форт закрыт для посещения. На самой верхней точке холма находится маленький костёл имени Святого Бенедикта.

Курган Крака – легендарного основателя города, довольно посещаемое и любимое краковянами место (N50.03943° E19.95820°). Наверху в хорошую погоду всегда кто-то есть.

Вокруг самого кургана большая зелёная лужайка, на которой публика наслаждается открывающимся панорамным видом на Краков.

(по клику на фото откроется широкая панорама)

Этот вид на курган мне очень напомнил королевские захоронения в Кёнчжу (Ю. Корея). Только люди на корейские курганы обычно не взбираются.

«Вчерашний» курган Костюшки прекрасно виден через телеобъектив.

Под курганом Крака находится карьер «Каменоломня Либана» (N50.03633° E19.95658°), где во время оккупации Польши нацистами был создан трудовой лагерь для военнопленных. На его поросшем уже деревьями дне сохранились построенные в 90-х годах декорации к съёмкам фильма «Список Шиндлера», в числе которых знаменитая дорога из надгробных плит с еврейского кладбища. Я туда не пошёл, а вот Душман всё скрупулёзно обследовал.

Мимо сурового памятника жертвам фашизма (N50.02901° E19.96137°)…

…мы спустились к месту бывшего концентрационного лагеря Плашув (N50.03158° E19.96381°), куда были согнаны евреи из Краковского гетто. Никаких сооружений там не восстановлено, осталась лишь ровная площадка меж холмов, остатки еврейского кладбища, да руины.

На месте массовых расстрелов, обозванном заключёнными «Hujowa Górka», установлен поклонный крест.

С краю территории сохранился «Серый домик», в коем до войны была еврейская похоронная служба «хевра каддиш», а в бытность лагеря Плашув – карцер.

Обратный путь в центр города пролёг через Казимеж, к которому через Вислу вёл симпатичный мостик.

Симпатичен он модными нынче в Польше маятниками, закреплённым на тросах.

После посещения скорбных мест разгорелся обеденный аппетит, а утолить его в еврейском квартале определённо стоило. Дело в том, что на старой рыночной площади Казимежа, что ныне известна как «Новая площадь», расположен Краковский центр «запеканок» – самого распространённого вида польского национального фастфуда. Раньше здесь был еврейский рынок, а теперь мастера быстрого кормления располагаются в многоугольном здании с небольшими помещениями кухонь и с окошками наружу, через которые обслуживаются оголодавшие.

Краковские запеканки отличаются своим королевским размером – 35 см. На разогретую в печке половину батона белого хлеба кладутся различные наполнители – как на пиццу, поливаются соусами и посыпаются зеленью. Цена – от 5 до 12 zł, в зависимости от топпингов и «додатков», коих можно добавить и дополнительно – по 1 zł. Раньше, когда я побывал впервые на этом месте, в некоторых окошках ещё виднелась традиционная кирпичная печь, теперь же они все компактные и электрические. Вкусно, сытно, с майонезом!

Передвигаться на велосипеде по центру Кракова непросто, так как вокруг множество туристов, да и местный гужевой развлекательный транспорт двухколёсным дорогу не уступает.

Хотя, есть и велодорожки, которые никто особенно не замечает.

Под вечер не смогли отказать себе в удовольствии прогуляться по центру города ещё разок.

Заглянули повторно в Мариацкий и другие костёлы, порадовавшие тишиной и немноголюдностью.

Помимо ресторанов, баров и закусочных на любой вкус, в любом городе современной Польши можно найти заведение под необычной вывеской «Bar mleczny». «Молочный бар» – это несколько шутливое определение для обычной столовки, где можно недорого отведать и первого, и второго, и третьего. В таких местах традиционно самообслуживание, а вот алкоголя там никакого нет, зато молочный коктейль – пожалуйста. На улице Гродской есть как раз такое место, из-за своего расположения и демократичных цен посещаемое, наверное, всеми туристами экономными путешественниками (N50.05772° E19.93793°).

Интерьер по-столовски прост, блюда же нехитры и традиционны. Суп журек ничуть не уступал подобному, попробованному мной в приличном польском ресторане, а вот бигос подкачал – я лично готовлю его во сто крат лучше.

Пробег по городу: 20 км + пяток километров пешком.

Оглавление здесь: Польша 2017

С метками: , , , ,



Если вы нашли ошибку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.