Понедельник. 26.09.16. День одиннадцатый.
Мокпхо (목포) – главный порт провинции Южная Чолла. В годы японского колониального правления порт был морскими воротами в Японию, благодаря построенной железной дороге до Сеула. Здесь есть оптовый морской рынок, большой рыбный рынок в Тонмён-дон (N34.78760° E126.39002°) и множество столовок с дарами моря. Оттуда же, из северной гавани, уходят и паромы на остров Чечжу-до. В городе на одной площадке весьма компактно разместились: Морской музей, Музей естественной истории, Музей керамики, Музей истории литературы и Центр культуры и искусств. Устроить себе хороший «музейный день» очень просто: достаточно приехать всего в одно место (N34.79243° E126.41982°).
Мы же выезжаем на веломаршрут реки Ёнсанган (영산강자전거길) поставив первые на этом участке штампы (N34.80206° E126.44566°). На окраине города велосипедная дорожка проходит по мосту над оживлённым проспектом, откуда прекрасно виден каскад искусственных водопадов наискосок через перекрёсток (N34.80339° E126.43952°).
Этот участок маршрута не изобилует столовками и магазинами по пути. Кое-где встречаются автоматы с напитками или вот – с заварной лапшой в бадейках:
Недалеко от Мокпхо находится пруд с белыми лотосами – Хвесан Пённёнчжи (회산백련지) (N34.86173° E126.52705°). Сначала я планировал туда заехать, но увидев, как выглядят лотосы в Южном дворцовом пруду в Пуё, ехать к этому расхотелось – невелико удовольствие смотреть на пожухлые листья и зелёные коробочки.
Следующая контрольная точка с печатями расположена на горе над изгибом реки (N34.91484° E126.54157°). Полюбоваться пейзажами можно с наблюдательной площадки, что невдалеке от красной будки.
Помимо вышки, есть павильон, туалеты и питьевая колонка, которая отчего-то не работала. На ней, как и на многих встреченных в Корее источниках, прикреплён листок с полной информацией о солевом составе. Эту горку любят местные велосипедисты – используют её для тренировок, видимо. Забрались, отдохнули в павильончике – и вниз.
На подъезде к городу Начжу находится очередное «киношное» место – тематический кино-парк в Начжу (나주영상테마파크), который используется для съёмок исторических фильмов, а между ними – для развлечения и фотосессий посетителей. Парк расположен на горе, и со стороны почти ничего не видно, кроме нескольких крыш.
В нём построено множество зданий, несколько внушительных ворот и дворцов, в основном времён царства Когурё. Есть также и дома простого народа, домашняя утварь и бытовые предметы. Здесь снимали дораму «Повесть о Чумоне» – мифологизированном основателе Когурё (I век до н.э). Такие места любимы киношниками за то, что при съёмках в объектив не попадает ничего современного – дороги, ЛЭП, вышки связи… Как там внутри, можно посмотреть на фотографиях в блоге. Увы, нам пришлось проехать мимо – как и многие подобные заведения в Корее, по понедельникам парк закрыт.
Следующая остановка – плотина Чуксанбо (죽산보) со смотровой вышкой и расположенной там же сертификационной будкой (N34.97082° E126.62642°).
Город Начжу (나주) знаменит «улицей ската» (N34.99992° E126.71007°). В конце апреля проходит даже «скатовый фестиваль». Здесь можно попробовать, наверное, самое пахучее блюдо корейской кухни – заквашенного ската. Скат – очень своеобразная рыба и понравится не всем: его ферментированное мясо обладает резким запахом – есть его лучше не принюхиваясь. Тем, кто воротит нос при малейшем странном запахе, квашеный скат не подойдёт, а вот прошедшим в Таиланде «испытание дурианом» вполне 🙂 Профильные заведения на этой улице украшены изображением ската.
В столовках готовят ската по-разному: подают хве из него, жарят, варят острую уху, а ещё делают хонъо самхап (홍어삼합) – блюдо с нарезанным скатом, отварной свининой и кимчхи, что едят в виде слоёного сэндвича. Едят так: делают тройной «бутерброд» из ската, ломтика кимчхи и ломтика свинины. Можно положить на лист салата кимчхи, в один конец завернуть ската, потом положить свинину и дозавернуть получившийся «сэндвич». Я пробовал – вкусно, но алкоголь в данном случае обязателен! Мы же в этот раз договорились есть не ската, а суп комтхан (곰탕) на «улице комтханной».
Железнодорожная станция ныне превращена в небольшой парк отдыха, пути же теперь построены новые и проходят сквозь склон горы через тоннель. На платформе станции теперь просто отдыхают, а не ждут поездов.
Один из паровозов превратился в достопримечательность.
От парка продвигаемся к центру старинного города, который некогда окружала крепостная стена, имевшая ворота по четырём сторонам света. Длина стены составляла 3679 м, а площадь города внутри – почти миллион квадратных метров. Возможно, когда-нибудь она будет восстановлена. Из-за сходной планировки города-крепости с тогдашним Ханьяном, город называли «маленький Сеул» («Соуль» означает – «столица»). Место расположения Начжу упоминается ещё текстах времён Пэкче, где оно называлось Палла-гун (발라군, 發羅郡), имея статус уезда. В период Объединённого Силла, уезд назывался Кымсан-гун (금산군, 錦山郡), а сам город кратко – Кымсон (금성, 錦城). Современное название Начжу получил в начале X века, а в его конце статус местности был повышен до административного района (провинции) – «мок», коих в государстве тогда было 12 (если не считать королевского центра) – она стала зваться Начжу-мок (나주목, 羅州牧). Город-крепость был расширен во время правления государя Сечжо (годы правления 1455—1468), а после того, как пострадал в Имчжинской войне, был заново отстроен. Южные городские ворота – Намгомун (남고문) были восстановлены в 1993 году, чему предшествовали исторические раскопки.
Что-то я слишком увлёкся историей… Следующая остановка – еда. Улица носит народное название «комтханная» (комтхангиль, 곰탕길). На ней расположено несколько едальных заведений, где готовят комтхан по-Начжуски (나주곰탕) – говяжий суп из рёбер, головизны, костей и хвостов, бульон для которого долго варят на медленном огне, а после добавляют хорошее отварное мясо с корейки и голяшки. Получается нежирный и прозрачный суп – совсем не острый. Подают с рисом, нарезанным луком, редькой и чесноком.
Одно из заведений (나주곰탕집) на своей вывеске горделиво сообщает, что уже сто лет варит комтхан (N35.03227° E126.71691°). Реклама, наверное, имеет своё действие – гостей у них поболее, чем в других. Посетители очень разные. От… и до… (от велосипедистов до местных «крутышей» на «Мазерати»).
Заведений с комтханом на улице предостаточно, но выбирать столовку самостоятельно мы не стали, а поступили как типичные иностранные туристы, последовав в этот раз рекомендации «Тrip Аdvisоr» и «Lоnely Plаnеt» известного блогера, у которого всё и описано получше, и фотоснимки посочнее.
Очень ловкими, доведёнными до автоматизма движениями, тётушки накладывали «гущу» супа и заливали её бульоном.
Не прошло и минуты с момента заказа, как всё было подано.
Порция супа стоила ₩9000. За 12 тысяч можно было взять суп с большим количеством отварного мяса (суюк комтхан), или просто порцию отварного мяса (суюк) за ₩35000. Кроме перечисленного, а ещё риса и напитков, больше в меню ничего не было – здесь монокухня.
Стены, как положено, увешаны кадрами из телепередач, но этих плакатов так много, что большую их часть вынесли наружу, в небольшой киоск при выходе, где обычно принято покурить и выпить стаканчик бесплатного кофе.
Столовка ресторан находится как раз напротив Кымсонгвана, где возле ворот нас встречает бронзовый аристократ с веером. Он же являлся нам и у других знаковых мест города.
Кымсонгван (금성관) – государственная резиденция для визитов в город короля и чиновников высокого ранга, построенная 1487-1489 годах, но ведущая историю со времён позднего Корё (N35.03259° E126.71655°). Первая гостевая палата – кэкса (객사, 客舍) была построена на этом месте в 1373 году, в 22-й год правления последнего «дееспособного»На деле, Конмин-ван не последний государь Корё, после него было еще три: У-ван, Чханван и Конъян-ван. Но только первый был куклой в руках захвативших власть придворных заслуженных чиновников (камарилья Ли – Лима – Ёма), второй – малолеткой, а третий – марионеткой стремящегося к власти Ли Сонге. государя Корё – Конмин-вана. Приезжавшие в город правительственные чиновники останавливались здесь и вершили свои официальные дела.
В главный зал были помещены особые деревянные таблички, символизирующие верховную государственную власть: вана (короля) – чонпхэ (전패, 殿牌) и китайского императора – квольпхэ (궐패, 闕牌). В 1-й и 15-й дни каждого лунного месяца перед табличками проводились церемонии почитания монархов.
На территории сохранился старинный колодец, а вдоль стены плотными рядами стоят памятные стелы.
Во время своего колониального правления, японцы порушили это место, включая главные ворота – при них здесь было здание суда. В настоящем виде Кымсонгван периода Чосон был восстановлен в 1976 г.
Далее по улице – ворота Чонсуру (정수루), ведущие к официальной резиденции местного правительства. В нынешнем виде они предстают такими, какими были в XIX веке. Большой барабан на верхнем ярусе использовался и для подачи сигналов точного времени.
За воротами располагалась Начжу моксанэа (나주목사내아) – официальная резиденция правителя Начжу-мок. От комплекса осталось только одно здание – Мунганчхэ (문간채), XIX века постройки. Дом сильно пострадал от японской военщины, которая его использовала в своих целях. После изгнания японцев постройку восстановили в современном виде.
Разумеется, здесь можно войти во двор и всё осмотреть.
Рядом с Мунганчхэ находится городской информационный центр, где можно взять карту старого города и ознакомиться с его историей (N35.03225° E126.71572°).
|
Мимо восстановленных совсем недавно западных крепостных ворот Сосонмун (서성문)…
… едем к Начжу хянгё (나주향교) – конфуцианской школе (N35.03273° E126.71168°).
Здесь церемониальная территория находится перед образовательной, что позади. Расположение строений повторяет Мунмё – святилище Конфуция в Сеуле (서울 문묘), что в Сонгюнгване. Да и вообще вся школа – практически как старинный Сонгюнгван, только поменьше. Тройные ворота Весаммун ожидаемо закрыты.
Обходим территорию школы с тыла – она достаточно велика. Эта конфуцианская «средняя» школа была перенесена сюда 1398 году, ещё в время правления основателя династии Ли – Тхэчжо (Ли Сонге), когда в ней было построено святилище Конфуция. Как и у других подобных государственных школ, у неё была своя земля для «кормления» и лично-зависимые слуги – ноби (корейские «крепостные»). Таким государственным школам составляли конкуренцию совоны – частные конфуцианские институты. Известные «Реформы года Кабо» (갑오개혁) 1894 года положили конец массовому конфуцианскому обучению в Корее, сменив его на заимствованную в Японии систему образования.
На территории хянгё растут деревья, возраст некоторых экземпляров – более 500 лет.
Мённюндан (명륜당, 明倫堂) – главный лекционный зал школы:
Сочжэ (서재, 西齋) и Тончжэ (동재, 東齋) – жилые помещения для школяров, расположенные соответственно с западной и восточной сторон от Мённюндана, выглядят совсем новенькими. Каждая «келья» размером в 1 кан (пространство между 2-мя столбами в длину и ширину), и в ней раньше проживали 1-3 ученика.
Отопление классическое – ондоль, с вынесенными подальше трубами.
Мы рассматривали школу, а нас на расстоянии рассматривали два почтенных учителя, с которыми мы раскланялись при выходе.
В конфуцианском храме Тэсончжон (대성전, 大成殿) хранится 27 поминальных табличек конфуцианских учёных, включая самого Конфуция, с родины которого сюда привезли немного земли. Во время Имчжинской войны, в 1597 г. это место сильно пострадало, но поминальные таблички были спасены и позже возвращены на место. Дважды в год проводятся ритуалы кормления духов: в день рождения Конфуция и в лунный Новый год.
Согласно правилам геомантии, за святилищем возвышается местная «ансан» (главная гора) Кымсонсан (금성산), на которую практически прямо от школы ведёт тропа, нужно только с риском для жизни перебежать оживлённую трассу 🙂
Восточные городские ворота Тончоммун (동점문), также как и южные, восстановлены совсем недавно (N35.03445° E126.72346°). Около них было всё перекопано и подъехать близко не удалось. Вот они на панораме Naver:
|
Вообще, город достоин не двух-трёхчасового визита, а целого дня – интересных достопримечательностей в нём довольно. Возвратившись на велодорожку держим путь дальше – ехать совсем недалеко. Следующая сертификационная будка стоит около Культурного центра реки Ёнсанган (N35.06536° E126.76157°), от которого открывается вид на дамбу Сынчхонбо (승촌보),…
… виды на велодорожку, плотину и окрестности.
Велосипедность местности налицо – часто встречаются вот такие минивэны с велокреплениями:
До Кванчжу уже всего-ничего – едем в него, перебравшись по плотине.
На ночлег остановились в современном районе Кванчжу (광주), выбрав себе мотель «Метро» поближе к выезду из города (N35.14829° E126.84884°). Вполне приличный, за ₩40000, с большим телевизором, компьютером, беспроводным интернетом, подарочками и «космическим туалетом»Имеется в виду унитаз с автоматическим биде – я писал о них чуть раньше.
Кстати, насчёт беспроводного интернета в мотелях: я сделал наблюдение, что управляющие часто выключают беспроводной маршрутизатор из розетки, или вынимают из него приходящий кабель. Это для того, чтобы кто-попало не пользовался сетью, покуда нет постояльцев. Так что проверяйте оборудование при заезде – достаточно бывает просто включить его как положено.
Пробег за день: 99 км. Рельеф плоский, горка была всего одна. Набор высоты 300 м.
Оглавление здесь: Корея 2016