Среда. 04.10.17. День семнадцатый.
Сувон – Сеул (수원시–서울특별시)
Одна из главных достопримечательностей Сувона – фольклорная деревня. По своей сути она представляет собой музей под открытым небом, где корейцы и туристы могут познакомиться с бытом, ремёслами, традициями и жизненным укладом людей, живших в период Чосон (1392 – 1897). Спланировать безопасный и удобный проезд дотуда по Сувону оказалось, прямо скажем, непростой задачей: прямой велодорожки туда нет, а автодороги, по которым можно было бы быстро доехать – небезопасны. Я уже писал здесь о том, что в городах водители совершенно не считаются с велосипедистами на проезжей части. Стартовав от мотеля и проехав немного по тротуарам городских улиц, я вскоре выбрался на идущую вдоль ручья Вончхолличхон (원천리천) приятную дорожку.
После выезда с неё, пришлось проехать и по безопасным велодорожкам, и по тротуарам с пешеходными переходами, и по обычным улицам. Если читатель собирается проехать так же, то рекомендую воспользоваться моим треком со страницы введения.
Стоимость входного билета в фольклорную деревню Сувона – ₩18000, но если посетитель желает поучаствовать в любых мероприятиях и мастер-классах без ограничения – ₩27000, это для взрослых. Часы посещения и цены размещены на официальном сайте. Территория очень велика – это самая большая музейная деревня в стране, и приезжать в неё стоит минимум на полдня (N37.25806° E127.11654°).
По клику откроется увеличенная схема
В связи с праздником Чхусок и начавшимися выходными, народу в деревне было пруд пруди! Иностранцев я видел мало, основная масса посетителей – корейцы с детьми. Ребятне только волю дай, всё норовят потрогать-покрутить, но здесь это не только можно, но и нужно!
Проходящий через деревню ручей запружен и выглядит полноводной рекой.
В отличие от обычных музеев, здесь – сплошной интерактив: вместо манекенов в лавках и мастерских работают живые люди, рассказывающие о своём ремесле и показывающие, что и как делается.
Перед мастерской кузнеца выставлен стенд с эволюцией корейской ложки 🙂
Гончар проводит мастер-класс для самых маленьких. Их изделия обожгут и доставят юным мастерам на дом.
На выставке при «деревне гончаров» все изделия подписаны, что лично для меня оказалось неплохим подспорьем: теперь знаю, как называются многие предметы традиционной корейской посуды.
В деревне множество различных построек: крестьянские дома, дома аристократов или, например, сельская школа. Строения, в большинстве своём, оригинальные – перенесены из своих исторических мест. Во многие предоставлена возможность заглянуть: в них демонстрируется быт.
Обратите внимание на висящий на стене ажурный цилиндр. Это чукпуин (죽부인) – «бамбуковая жена» – валик, обнимая который в жаркие летние ночи обеспечиваешь себе проветривание. Воздух свободно циркулирует и тело не потеет. В стародавние времена это приспособление было вместо вентилятора или кондиционера. Оно и безопаснее – от него не простудишься ненароком, как я простыл от кондея. Впрочем, почему в стародавние времена? В Азии до сих пор в быту встречается эта штука.
В деревне имеются даже небольшие поля перед жилищами земледельцев.
И живая корова корейской породы, мраморное мясо которой так хорошо идёт под сочжу!
Кстати о корейской водке сочжу, пэкчжу… Для её производства в хозяйстве должен был быть самогонный аппарат – сочжугори (소주고리). Это сейчас есть «удобненькие», в любом из которых можно за три-четыре тысячи вон купить горячительное. В прежние же времена приходилось сперва потрудиться.
Для почтеннейшей публики по расписанию устраиваются представления: то канатоходцы её развлекают, то «джигиты» на лошадях скачут, то демонстрируется традиционный свадебный обряд. Время каждого представления отмечено в расписании, и о них перед началом объявляют через громкоговорители.
Разумеется, очень многое из экспонируемого посвящено еде – главному для корейца. Под стрехами сушится кукуруза и кабачки, на верёвках – баклажаны.
Во многих дворах стоят печки с варочными котлами, а около некоторых мастера демонстрируют приготовление традиционных блюд.
В одном из павильонов можно ознакомиться с традиционным производством бобовой пасты – твенчжан (된장). Ещё сентябрь – слишком рано развешивать мечжу (메주) – соевые брикеты, которые должны ферментироваться на воздухе. Как раз их и закладывают потом в большие горшки для дальнейшей ферментации и получения в итоге пасты твенчжан – бесспорно, главного в корейской кухне ингредиента. Для подвязки брикетов служат специальные верёвки под стрехами крыш.
Ну и куда же без кимчхи (김치) – главной корейской закуски…
Этот небольшой шалашик – кимчхигван (김치광) – находился над вкопанным в землю большим горшком и служил для сохранения кимчхи в зимний период.
Традиционные горшки постоянно встречаются то на одном, то на другом дворе. Рядом с некоторыми можно встретить даже саму Великую Чангым, в ещё ученической бытности 🙂
А по соседству расположилась компашка скандалистов из Сонгюнгвана.
Гуляя, можно сфотографироваться с кокетливыми кисэн (기생), одна из которых, устав от праведных трудов, скучает. А может, переписывается со знатным возлюбленным и сочиняет ему возвышенные стихи на древнекитайском? В старой Корее кисэн, несмотря на шелка и образование, стояли на низшей ступени социальной лестницы и обязаны были носить соответствующие таблички.
А вот как выглядели объявления о розыске преступников.
Пойманных вели на двор уездного начальника и допрашивали, применяя пытки. Приспособления для наказаний и допросов выставлены на дворе уездной управы, где дети с удовольствием отрываются на своих родителях. Когда ещё выпадет шанс отшлёпать папу деревянным веслом?
Уездный начальник ведёт официальный приём:
Не обошлось здесь и без буддийского храма. Он, как и положено, находится выше всего – на склоне горы.
Деревенские верования и шаманские обряды также не забыты. Вот, например, дерево-оберег с повязанными разноцветными ленточками. Рядом – хранители деревни.
На дверях домов наклеены бумажки с оберегами. На них, в основном, изображения тигра, ведь он – традиционный защитник дома от зла и неприятностей. Один из классических сюжетов: тигр, курящий придерживаемую зайцем длинную трубку.
Насмотревшись, хочется уже перекусить. В самом дальнем конце деревни расположилась большая столовая. Там действует предоплатная система: сначала оплачиваешь нужные блюда в электронной кассе, а затем их ждёшь и получаешь. Приземлиться можно как за низеньким столиком под открытым небом, так и под навесом – на случай дождя. Меню – как в обычной городской столовке, никаких изысканных дворцовых яств в нём нет. Зато есть традиционные алкогольные напитки макколли и тондончжу, что несколько удивительно для места, ориентированного в первую очередь на юных посетителей.
Я же перекусил корейскими шашлычками ккочхигуи (꼬치구이), которые тётушка готовила в большой печке. Запил же традиционным сладковатым напитком из ферментированного риса – сикхе (식혜).
Деревня произвела двоякое впечатление. С одной стороны – всё очень здорово и информативно, возле экспонатов имеются пояснения в том числе и по-английски. С другой – уж больно людно и шумно. Я могу порекомендовать это место тем, кто приезжает в Южную Корею, не планируя посещать традиционные деревни в провинции. Например, прилетающим исключительно в Сеул туристам. Из столицы до деревни можно добраться на метро: станция – Сангаль (상갈역) и от неё либо пешком более 2 километров, либо на автобусе №37 (N37.26185° E127.10886°).
Оттуда я сразу отправился в столицу. Через несколько километров движения по вело-пешеходным тротуарам, спустился на комфортную велодорожку вдоль речки (N37.30083° E127.10634°), которая привела меня прямиком на берег Хангана – в Сеул. Вдоль дорожки встречаются спортивные площадки, установлены тренажёры, поилки и указатели на туалеты – в столичном регионе с этим полнейший порядок.
То, что я уже рядом с Сеулом, подчёркивает башня Лотте на горизонте. Она становится всё ближе и выше.
И вот, я уже на берегу реки Хан, на которой стоит столица Республики Корея.
На несколько дней пребывания в столице я остановился в полюбившемся микрорайоне Панъидон (방이동) района Чамсиль (잠실), рядом с Олимпийским парком (N37.51613° E127.11343°).
О резонах своего выбора я писал ещё в 2016-м: там и свободных мест в мотелях много (не центр же), и поесть далеко ходить не надо, и пустой автобус в аэропорт прямо оттуда ходит, да и велосипедная доступность хороша. В центре же селиться мне не нравится: шумновато, тесновато, да и дороже. Мой нехитрый номер с большим телевизором и персональным компьютером обошёлся в ₩90000 за три ночи, то есть – по тридцаточке. В самом центре Сеула за эти деньги трудновато найти что-либо приличное. Для парковки велосипеда мне открывали подземный гараж мотеля, в котором я в дальнейшем и разбирал его.
Был, правда, ещё один резон. Башня Лотте, Lotte World Tower, что маячила передо мной на велодорожке из Сувона. Она высится как раз в районе Чамсиль (N37.51261° E127.10262°). Когда-то я с замиранием сердца посмотрел видео, снятое отважными руферами, взобравшимися на недостроенный ещё небоскрёб, и ждал открытия доступа туда обычных людей – не экстремалов. Закончили строительство совсем недавно, и как раз весной 2017-го на её вершине открыли для посетителей обзорную площадку. О ней в подробностях написал Олег Кирьянов. Никак нельзя пройти мимо такой новинки: по состоянию на 2017-й год это самое высокое здание на Корейском полуострове, пятое из высочайших сооружений Азии и даже всего мира: 123 этажа и высота 555 метров! Хотя, у самого подножия высота небоскрёба не особенно чувствуется.
Те, кто решит добраться туда на общественном транспорте, могут доехать на метро до станции Чамсиль (잠실역) зелёной ветки. Около выходов 1 и 2 по подземному переходу нужно войти в здание торгового центра Лотте (Lotte World Mall) на уровень B1, от входа обойти большой магазин парфюмерии в центре, и выйти к кассам обзорной площадки Seoul Sky.
|
Разумеется, доступ туда платный, и мало того – очередь перед кассами довольно внушительных размеров. Дело ещё было в праздничных выходных днях, но и в обычное время аттракцион не пустует. Я, как наивный чукотский юноша, предполагал быстренько взлететь наверх и насладиться прекрасным видом на закат в ясную погодку. Ха! Не тут-то было! Очередь к кассам обещала стояние в ней не менее часа, судя по её неторопливому движению. Но и это ещё не всё: в билете отмечается время посадки в лифт – пришлось бы ещё ждать своего рейса! Тем временем уже наступила бы ночь.
Обычный билет, со стоянием в бесконечной очереди и временными ограничениями, стоит ₩27000, но для таких торопыг как я придуманы привилегированные билеты – «FASTPASS» за ₩50000. Такой билет даёт возможность приобрести его в отдельной кассе и почувствовать себя VIP персоной, когда служащая в форме проводит мимо контролёров и длинной очереди с провозглашениями: «Пассажир с билетом FASTPASS!». И ведь правда: между моментом расставания с пятьюдесятью баксами и посадкой в лифт прошла всего пара-тройка минут! Лифты в башне скоростные настолько, что чувствуешь не подъём, а буквально взлёт. На высоту 487 метров они взлетают за одну минуту! Ты даже не успеваешь насладиться видеопредставлением на стенах и потолке, которые выполнены из больших экранов и имитируют как раз отсутствие тех самых потолка и стен. Сам я видео я там не снимал, но могу порекомендовать ролик, снятый одним из посетителей:
Видео на экранах помогает людям не беспокоиться в замкнутом пространстве лифта, а также отвлекает от ощущения «проваливающегося желудка». Среди невысоких корейцев я чувствовал себя настоящим великаном 🙂
Аттракцион занимает семь этажей – со 117-го по 123-й. По прибытии наверх, посетитель попадает на 117-й этаж, с которого открываются панорамные виды из окон. Все ахают и охают от восхищения – постоянно вокруг слышишь чьи-то восторженные вздохи: высотные здания столицы с почти пятисотметровой высоты видятся какими-то совершенно несерьёзными домиками. Внизу виден развлекательный комплекс Lotte World – как игрушечный. Даже телебашня на горе Намсан вдалеке смотрится грустно – теперь она потеряла львиную долю посетителей.
Олимпийский парк и район Панъидон, где я остановился:
Можно обойти всю площадку по кругу и постараться найти те или иные городские объекты, названия которых отмечены под оконными проёмами. А ещё можно сфотографироваться, для чего установлены автоматические камеры со сканерами. Для их использования требуется отсканировать специальный код с билета (в моём VIP случае) или с фото-купона, который выдаётся при покупке обыкновенного билета. Народ с удовольствием делает там селфи на собственные телефоны, не особенно интересуясь фотоавтоматами.
И вот главное, ради чего стоило так спешить – закат!
Всё тот же Lotte World, но уже светящийся в темноте:
Поднявшись выше, попадаешь на главную «палубу» – Sky Deck, занесённую в Книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая в мире обзорная площадка со стеклянным полом. Стёкла в полу выступающей части становятся время от времени молочно-белыми, чтобы те, кто боится ступать в «пустоту», смогли сделать несколько шагов. Затем стёкла становятся вновь прозрачными.
С противоположной стороны есть ещё одна такая площадка – на ней всех желающих фотографируют с плюшевым талисманом башни.
На 120-м этаже можно выйти подышать воздухом – на балкон, где тебя от пятисотметровой пропасти отделяет лишь стекло, за которым сверкают мириады городских огней. На самых же верхних этажах Seoul Sky – кафе и VIP-зал для приёмов.
Чтобы получить свои фотографии, следует подойти к специальной стойке, просканировать свой фото-код на терминале и выбрать снимки для печати. Касочный буклет-сертификат о посещении башни, с моей счастливой физиономией, обошёлся в ₩12000. Помимо буклета с фотографиями, при оплате выдаётся купон с кодом для скачивания снимков в электронном виде. Чтобы насмотревшись спуститься вниз, нужно отстоять опять-таки очередь, а самое досадное, что привилегии FASTPASS на выходе не действуют. Хорошо хоть, что пока стоишь в ожидании, можно продолжать наслаждаться видами из окон. Уходил я довольный как слон: своих денег этот аттракцион определённо стоит! Обратно лифт привозит не на место старта, а чуть повыше, чтобы расслабленный и одухотворённый увиденным посетитель прошёл через торговый центр, без преувеличения – самый дорогой и престижный торговый центр страны. И снова – видео представления в лифте на спуске, с того же Youtube-канала «supershinstudio», что и подъём:
А что же с ужином? Ведь проживаю я рядом с весьма обжорным местом, которое по-корейски называется мокчжа кольмок (먹자골목) – «Переулок – давай поедим». Лично я это место называю «Объедальные переулки»: переулок совсем не один, и объесться там до отвала – плёвое дело. На башне я посидел в кафе и подкрепился десертом, отчего наедаться на ночь жареным мясом или курицей совершенно не тянуло. Супчик, вот что надо! Ещё в прошлогодний приезд я присмотрел там «супчиковое» местечко: «Пхаль пхаль Кэсон сундэкук» (팔팔 개성 순대국). Заведение ещё примечательно тем, что работает 24 часа в сутки и прекрасно подходит для завтраков (N37.51520° E127.11021°).
Взял на этот раз не Кэсонский суп из сундэ, как призывала вывеска, а сомори кукпап (소모리국밥) – неострую и наваристую похлёбку из говяжьей головизны, в составе которой говяжий язык, мясо и всякая обрезь с головы (₩8000). Прелесть корейских мясных супчиков в том, что они совершенно не жирные, так как в процессе приготовления бульона основная масса жира отделяется. К супам вместо соли традиционно подаётся чоткальЧоткаль — это измельчённые, ферментированные и весьма солёные морепродукты, подающиеся к столу в качестве закусок или соусов. Самый часто встречающийся такой «соус» — сэучоткаль (새우젓갈), или просто сэучот (새우젓) — белёсые и крохотные солёные креветочки, что подаются вместо соли, например, к мясу. из крохотных креветок – сэучот (새우젓). Как видите, без браги и в этот раз не обошлось 🙂
Пробег за день: 61 км. Рельеф плоский.
Оглавление здесь: Корея 2017