Среда. 28.09.16. День тринадцатый.
В планах дня был лёгкий трекинг по горному парку, без подъёма к крепости Кымсонсансон и прогулок по горным гребням (всего в такой короткой поездке определённо не успеть) – эдакий ознакомительный вариант). График был уплотнён также прогнозом погоды: день предполагался дождливым уже с 12 часов.
Входная плата в парк – ₩3000, и вход открыт с 7 часов утра: длинные маршруты рассчитаны на целый световой день. Предложено несколько маршрутов разной протяжённости и с разными конечными целями. На картах Naver© все маршруты обозначены с их длиной и временем прохождения (по «клику» откроется полная карта).
|
Мы гуляем по-своему: решили дойти до высоких «генеральских» водопадов, потом вернуться к подвесному мосту (хёнсугё, 현수교), перебраться через него, и подняться к обзорному павильону. На прогулку отпущено всего несколько часов.
От входа в парк по долине путь весьма прост – идёшь себе по широкой и гладкой дорожке. На перекрёстках дорожек установлены указатели, встречаются скамейки для отдыха и поилки. Всё приспособлено не для преодоления трудностей восхождений, а для получения удовольствия от созерцания этой красоты.
Через ручей Канчхон (강천) и впадающие в него мелкие горные ручейки, перекинуто одиннадцать каменных и четыре деревянных мостика таким образом, чтобы с них открывались виды покрасивее.
Дальневосточные клёны в парке уже начали краснеть, но до настоящих осенних красок было ещё далеко.
Мелкий гравий главной дорожки здесь тоже не просто так: установлены стенды с аккупунктурными точками стопы, призывающие разуться и оздоравливаться, ходя босиком.
Первый на пути водопад – Пёнъпхун (병풍폭포), ниспадающий двумя потоками. Воды в наш приезд было мало, и все водопады выглядели не очень впечатляюще. В парке всего шесть больших водопадов: Пёнъпхун (병풍폭포), Чхону (천우폭포), Ёнъмори (용머리폭포), Кучангун (구장군폭포), Пирён (비룡폭포) и Яксу (약수폭포).
Вскоре попадаем на территорию буддистского монастыря Канчхонса (강천사) – он прямо по дороге, мимо не пройдешь.
Монастырь появился здесь в IX веке, на закате Объединённого Силла, стараниями выдающегося в те времена буддийского монаха и мастера «фэн-шуй» Тосон-кукса (도선국사, 道詵國師). Кукса – звание духовного наставника государства, и по преданиям, он был буддийским наставником государства Корё ещё в правление Тхэчжо Ван Гона (основателя Корё, правил с 918 по 943 г.), хотя официальное звание «кукса» ему посмертно присвоил 17-й ван Корё – Инчжон. Сам Ван Гон останавливался в этом монастыре, когда ещё давал «прикурить» позднему Пэкче и захватил Начжу (тогдашний Кымсон, 금성). В честь того визита монастырь получил звание «королевского» – Ванъчуса (왕주사). С деятельностью Тосона связывают организацию около 70 монастырей на территории Кореи. Ходили о нём и сказочные легенды, приписывавшие монаху сверхъестественные способности по владению посохом, которым он разбивал скалы и вырезал на них священные буддийские тексты.
В 1316 году монастырь расширили, и в нём появилась каменная пятиярусная пагода, сохранившаяся до наших дней. За ней видны основания от несохранившихся флагштоков.
Японское вторжение 1592 года не пощадило и это место: в огне погибли все деревянные постройки, которые, однако, были восстановлены ещё до окончания Имчжинской войны. Отметилась здесь и Корейская война (1950-1953): на пагоде XIV века осталось несколько видимых следов от пуль.
Исторические хроники сообщают о пятистах монахах, живших тут в XVIII веке, трёх больших храмах Будды и двенадцати скитах, не говоря уже о множестве других построек на территории. После последних перестроек (1959 и 1992 г.г.) в монастыре остались только главный зал Тэунчжон (대웅전), посвящённый Авалокитешваре зал Кванымчжон (관음전) и жилище монахов Ёсачхэ (요사채).
Можно напиться монастырской водички или ударить в колокол.
Через ручей от монастыря есть ещё одно историческое место, вызывающее уважение (N35.39795° E127.05636°).
В 1510 году, в 5 год правления государя Чунчжона, три сановника магистратов соседних областей (Сунчхан, Тамян и Муан) – Пак Сан (박상), Ким Чон (김정), и Ю Ок (유옥) подали прошение ко Двору о восстановлении статуса низвергнутой из-за дворцовых интриг супруги Чунчжона – государыни Тангён (단경왕후), ещё известной как Госпожа Син (신씨). Понимая, что такая дерзость может закончиться и казнью, в знак твёрдости своих намерений они повесили свои официальные чернильные печати на дерево вблизи монастыря. В прошении было отказано, дерзких чиновников сослали, а Госпожа Син была реабилитирована только государем Ёнчжо в 1739 году, спустя 220 лет после подачи прошения. В 1744 году по приказу Ёнчжо трём преданным чиновникам был поставлен памятник.
Эпитафия исполнена на ханмуне, и уже в наше время, рядом с оригинальным памятником была установлена ещё одна стела – с переводом посвящения на корейский язык. Несколько строк강천의 맑은 물은 동쪽으로 우렁차게 흘러가고 온릉의 울창한 나무는 북쪽을 바라보며 푸르고 푸르네 비석은 닳아 없어질 수 있겠으나 선생들의 이름은 끝나는 일이 없을 것이다 оттуда по-русски могли бы звучать, например, так:
Потоком стремительным мчится прохладный Канчхон на восток.
На севере лес густотой обрамляет зелёной гробницу Оллын.
Сотрёт время памятник этот, минуют года, но память сановников верных имён – никогда…
В память о трёх сановниках, повесивших на дерево свои печати, это место названо Саминдэ (삼인대, 三印臺) – «Три печати».
Рядом растёт охраняемое государством дерево – «псевдоцидония китайская» (подсемейства яблоневых), и примечательно оно тем, что это самое старое дерево этого вида, из числа сохранившихся в Корее – ей около 300 лет. Приятно пахнущие плоды дерева использовались в медицинских целях.
Удивительно, как же корейцы умеют благоустроить парки!
По горным хребтам проложены тропы, но не только: над острыми гребнями построены мостки и лестницы, а главное ущелье на высоте 50 метров пересекает 70-метровый красный парковый «подвесной мостик», перекинутый ещё в 1980 году.
В этом месте – основная развилка по горным тропам (по клику откроется укрупнённая схема).
Незаметно добрались до «Водопада девяти генералов» – Кучангун пхогпхо (구장군폭포).
Он связан с легендой о девяти военачальниках (ещё маханских, видимо), решивших после поражений на полях брани самостоятельно уйти из жизни, бросившись здесь со скалы (если я верно понял). Но в последний момент воеводы передумали, и в дальнейшем-таки одержали победы. Поучительно: не нужно предаваться отчаянию. Вспомнил историю Син Липа при Тхангымдэ (1592). Может, он просто не знал эту легенду?
Для любования водопадами построен павильон Сансучжон (산수정), откуда открывается вид ещё и на пещеру Сучва (수좌굴).
Рядом журчит питьевой минеральный источник. Как я уже упоминал, в таких местах часто присутствуют «информашки» с заключением о химическом составе воды.
У водопадов разбита мощёная парковая площадка со скамейками для отдыха и туалетным комплексом, ведь это место – ещё одна развилка по маршрутам. Туалеты в Корее прекрасны! Как своей сверкающей чистотой и удобством, так и сопутствующим художественным оформлением. В дизайне дверей заведения видна рука Капитана Очевидность.
Парные фигурки типа мальчик-девочка:
Ещё одни «мальчик» и «девочка» показывают друг другу что-то через ручеёк:
Есть что показать!
От водопада дорожка продолжается дальше, мы же вернулись к подвесному мосту.
Наверное, этот мост – самый излюбленный аттракцион здесь.
С него хорошо виден пересохший водопад Ёмори (여머리폭포) с бассейном под ним. Воды сейчас совсем нет – с уступа она сочится в бассейн по капле.
Перейдя мост мы поднялись по гребню горы, где для удобства построены мостки и лестницы. Это прогулка, а не альпинизм!
С гребня просматривается и мост, остающийся внизу:
На скале Чонмандэ (전망대) установлен павильон, из которого внизу хорошо виден монастырь, слышны колотушки и пение монахов.
При выходе из горного парка, не забудьте почистить запылённую обувь сжатым воздухом.
Только мы вышли за ворота парка – пошёл обещанный дождь. Нужно было плотно пообедать и отдохнуть перед мокрой дорогой. В этой местности много где предлагают «родную» деревенскую курицу – тхочжонтак (토종닭). Деревенскость её в том, что жила она не на большой ферме, а на небольшом подворье. Клевала зёрнышки и травку, не видала антибиотиков, и веса (читай: мяса) особенного не нагуляла. Ну и за это считается здоровой, натуральной едой – оттуда и высоковатая для курицы стоимость: ₩55000 за суп из неё – тхочжонтак пэксук (토종닭백숙). Кура варится небыстро, и на «затравку» мы взяли пхачжон – большую лепёшку с зелёным луком.
По готовности подали нашу тощую чертовку 🙂
Обглодав косточки, извольте отведать прозрачный бульон с зелёным луком:
… а под занавес: по плошке бульона с размякшим клейким рисом – вот он, собственно, «пэксук».
Надев дождевое снаряжение, двинулись в путь. Маршрут по Ёнсангану мы уже проехали, и теперь нужно было выехать на дорожку вдоль реки Сомчинган (섬진강), которая начинается от плотины на водохранилище озера Окчонхо (옥정호). До самой плотины в дождь подниматься не стали – сертификационная будка установлена перед подъёмом (N35.52075° E127.14954°). Разлив реки образовался благодаря постройке дамбы – это всё ради сохранения запасов воды. Здесь начинается маршрут, а не река – она берёт своё начало далековато от озера, из ручьёв, сбегающих с гор Токтхэсан (덕태산), Сонгаксан (선각산) и Сонъсусан (성수산). От сертификационного центра поехали всё время вниз, по живописнейшей долине Сомчингана, и жаль только, что виды были скрыты пеленой мелкого дождя и тумана. Река неполноводна и несудоходна, постоянно встречаются низенькие переправы.
Даже в дождь местные тётушки, попой кверху и вооружившись специальными приспособлениями, выуживают речных улиток – тасыльги.
Близ местечка Чангунмок (장군목) велодорожка дважды пересекает реку. Одна переправа проложена понизу поймы, по мостику с трубами для пропуска речной воды (N35.47669° E127.17974°).
А вот для возврата на другой берег реки, через километр построен впечатляющий подвесной мост.
Здесь явно постарались, чтобы путешествующие получили от этих переправ (точнее – видов с них) максимум восхищения… но в хорошую погоду! В дождь и туман это весьма уныло.
Вот, сравните с панорамой:
|
Название горной седловины Чангунмок (장군목) – именование, опять-таки связанное с военачальниками: их в Корее уважают и называют в их честь всяческие природные образования. Вот и здесь: две горных вершины стали двумя «генералами» – друг напротив друга. От сертификационной будки (N35.46048° E127.20144°) открывается вид на них – пики Ёнвольсан (용궐산) и Мурянсан (무량산).
Будка установлена рядом с комплексом Масиль (마실 휴양 숙박 단지) – возможным местом ночёвки для путешествующих этим веломаршрутом. Мы же предпочитаем проехать подальше и остановиться в административном центре уезда Сунчхан-гун (순창군). В него въехали уже в потёмках, мокрые. Искать столовку и располагаться в ней категорически не хотелось, и решено было купить жареную курицу (хурайды чхикхин, 후라이드치킨) на вынос в сетевом заведении «Тын-дын чхикин» (N35.37257° E127.14456°), чтобы съесть её в тёплом мотеле. За ₩13000 получили большую коробку кусочков курицы, упаковку маринованной редьки, соус и напиток.
Мотель выбрали поближе к выезду из города, чтобы с утра нам досталось хоть на три капли, но поменьше дождя – «Gold Motel» (N35.36864° E127.14898°). Когда хозяйка мотеля услыхала, что мы на велосипедах (я спрашивал куда их ставить), то выбежала на них посмотреть и увидела рюкзаки в грязных чехлах… Всплеснула руками – я зажмурился, сейчас как скажет: «проваливайте, грязнули!» Но пока я заносил вещи, начала помогать Жанне завозить велосипеды в помещение – свою собственную столовую. А после, ещё и постирала нам чехлы от рюкзаков. Увидела, какие мы мокрые – засуетилась, принесла ещё полотенец (в номере и так было уже четыре). Сразу спросила, готовить ли нам еду и искренне удивилась отрицательному ответу. Это при том, что у неё не столовка при мотеле, а личная кухня. Когда унюхала в одном из наших пакетов горячую курицу, облегчённо вздохнула – «а, сикса» (еда) – успокоилась на этот счет. Успокоилась, но все равно принесла закуску – отварные каштаны, целую миску, и две бутылки минералки, хоть в холодильнике и так была вода… Милейшие люди!
Ночёвка с таким сервисом обошлась всего в ₩35000.
Пробег за день: 52 км. Набор высоты 348 м.
Оглавление здесь: Корея 2016