Четверг. 04.05.17. День девятый.
Завтракали мы в отеле, но делать это я не стал бы никому советовать. Тамошний завтрак скуден и дорог, но позавтракать ранним утром в Польше трудновато, особенно после праздничного дня. Оставив вещи в номере, выкатились налегке.
Главная улица города была ещё почти пустынна. Следы вчерашних гуляний были убраны полностью. По её пеше-велосипедному центру мы поднимались к горе, Ясной Горе (N50.81230° E19.09441°).
Хоть в Ченстохове и имеется большой кафедральный собор (N50.80844° E19.12720°)…
…все равно, главным местом поклонения верующих является Монастырь Отцов Паулинов – Ясная гора (Ясна Гура, Jasna Góra).
Выражение «Матка Боска Ченстоховска» известно, наверное, очень многим. Лично я слыхивал его задолго до того, как узнал о существовании и Ченстоховы, и Ясной Горы, и чудотворной иконы. Где? Да даже в польских фильмах, когда их перевод был закадровым. Копии этого образа Божьей Матери иногда встречались мне в Польше, и проехать мимо оригинала, да ещё и столь знаменитого, было совершенно невозможно. В иной реальности, кстати, икона могла бы сейчас быть святыней… украинской, ведь перевезли её из города Белз в Львовской области в конце XIV века.
Ранним утром Ясная Гора предстала перед нами в тумане:
Прокатившись у главного входа, мы не нашли велопарковку, и вкатили в монастырь велосипеды в поводу – запрещающих знаков не было. Внутри мы их приковали к перилам, увидев прикованный там чей-то велосипед. Сразу направились в базилику.
Jasna Góra, Polska – Spherical Image – RICOH THETA
В главном нефе людей почти не было, все сразу шли в капеллу с чудотворной иконой.
Стены зала капеллы увешаны свидетельствами исцелений – костылями, лангетами и прочими ортопедическими изделиями. Пространство между ними заполнено вотивными предметами, в основном – медальонами, которые исцелённые и ищущие исцеления преподносили в дар Божьей Матери. Многие – в форме исцелённых органов. Я, правда, заметил, что большинство старые – преподнесены довольно давно.
Предел с иконой охраняют решётка и одетая в форму стража. Чтобы попасть в узкий коридор и приложиться к святыням, нужно встать в очередь, отгороженную перилами.
Слева от самой иконы – папский пояс Иоанна Павла II со следами крови после покушения на него в 1981 году. Золотые розы – вотивные дары Папы Иоанна Павла II и Папы Бенедикта XVI.
За иконой – узкий коридор с дарами за стеклом и местом для прикладывания. К самой же иконе приложиться нельзя.
От маленькой площадки перед входом в базилику, по указателям можно пройти к сокровищнице с массивной сейфовой дверью, где можно осмотреть самые ценные из даров, принесённых Богородице. Среди них расшитые золотом и самоцветами парадные одеяния, драгоценные оклады для иконы, списки её самой, картины… Среди картин, кстати, я увидел работу Яна Матейки. В витринах на бархате лежат золотые перстни с каменьями, портсигары, ложки, цепочки и прочие драгоценности. Их нельзя фотографировать, но я таки снял общий план помещения, за что был отруган стражей. Не делайте так.
Выйдя из сокровищницы, я увидел обеспокоенного Душмана, который рассказал о том, что мы, оказывается, оставили велосипеды в совершенно неположенном месте. Покуда меня отчитывал рядовой стражник, Душману выговаривал солидный священник в белоснежных одеждах. Лично отвёл его показать, где велопарковка находится. Отстёгивай, говорит. А Душман руками разводит: ключ то у меня в кармане остался. Вот же, два нехристя 🙂
Осмотр клаштора совершенно бесплатен. Можно подняться на колокольню, правда не на самый верх. Монастырём управляет братство паулинов. Это не про птиц, это в честь святого Павла Фивейского – первого христианского отшельника. Но пернатые тёзки, павлины, по дорожкам монастыря тоже ходят.
Туман рассеялся и можно было рассмотреть клаштор на отдалении.
Его стометровая башня – главная доминанта города.
Аллея Пресвятой Девы Марии – главная улица Ченстоховы. Именно на ней бурлит вся городская жизнь. Вдоль аллеи установлено множество фонтанов и бронзовых изваяний.
Поодаль же всё довольно уныло, и город в целом не произвёл впечатления.
Путь из Ченстоховы я проложил по велосипедному маршруту, и, зная польские велоособенности, не сильно удивился, когда новенькая велодорожка вдруг превратилась в склизкую тропинку.
После прошедших дождей она была сначала просто склизкой, потом же стала совершено непроезжаемой. Ещё и дождь пошёл. Развернулись и выехали на дорогу, благо что велодорожки есть.
Мстувский монастырь (N50.83288° E19.29006°) окружён невысокой, но всё же крепостной стеной.
Базилика оказалась закрытой, мы обошли её и двинулись дальше.
В Гидле (Gidle) заехали к ещё одному месту паломничества, куда обычно держат путь пилигримы. Это базилика Успения Богородицы в монастыре отцов Доминиканцев (N50.96519° E19.46979°). Паломники приходят поклониться каменной скульптуре Божьей Матери, что является самым малым её изваянием (всего с ладонь), увенчанным папскими коронами. Её чудесным образом обнаружили в пашне, в 1516 году, и теперь она известна как Гидельская мадонна – покровительница земледельцев и шахтёров.
Далее по пути был городок Радомско. Городок как городок, но мы его проехали насквозь, ни разу не съехав с велосипедной разметки. И не то, чтобы через него проходил какой-то веломаршрут, просто это в нём – норма. На переходах даже держалки с перилами специальные есть, да и подставки под ногу. В Радомско остановиться на ночлег у меня не получилось – все недорогие места были заняты рабочими.
На ночлег приехали в частный сектор на селе. Вообще-то, это даже городок – Каменьск (Kamieńsk). Я заранее звонил пани Магде по телефону, договаривался и подтверждал наш приезд. «Гостевые комнаты у Магдалены» – обычный сельский дом, в котором один этаж отдан под «ночлеги» (N51.20363° E19.50263°). Чаще всего там останавливаются сезонные или временные рабочие, но и туристы тоже, если их путь пролёг через такую глушь.
Пани встретила нас очень радушно, показала где у неё и что, забрала 80 zł и более нас не беспокоила. Хорошо, когда есть кухня, где можно приготовить нормальный ужин и воспользоваться беспроводным подключением к Интернет.
Пробег: 87 км. Рельеф спокойный.
Оглавление здесь: Польша 2017