Суббота. 17.09.16. День второй.

Для подробного знакомства со всеми историческими памятниками и достопримечательностями Андона одного-двух дней безусловно мало – одних музеев в городе больше двадцати! Мы постарались посетить те из них, что находятся в непосредственной близости от маршрута. Корея – последний оплот конфуцианства, а вблизи Андона находятся целых две из числа самых знаменитых конфуцианских академий: Тосан и Пёнсан. Тосан совон – на север от Андона, туда я планировал съездить специально, но ливший в тот день дождь не дал тому осуществиться. Когда он к поутих, мы прокатились по избранным достопримечательностям города.

Пятиярусная пагода в Тонбудоне (안동 동부동 오층전탑) стоит в небольшом садике правее железнодорожного вокзала, окружённая невысоким заборчиком (N36.56263° E128.73135°). Более чем восьмиметровая пагода построена из обожжённого кирпича предположительно в период Объединённого Силла (668-935 гг.) Если так, то ей больше тысячи лет! Пагода сохранилась не в первоначальном виде – когда-то она была семиярусной. В наш визит её в очередной раз за много веков ремонтировали – увы, но посмотреть удалось только «в щёлочки» и на распечатанное изображение.

Пагода на ремонте

На стрехах ярусов лежит черепица, на втором ярусе – барельеф с изображением двух из четырёх небесных царей, обычно охраняющих храмы (другие барельефы сгинули во времени). Рядом с пагодой есть ещё одно национальное сокровище – сохранившееся основание для монастырского флагштока танган чичжу (당간지주). Каменные столбы, некогда поддерживавшие несохранившийся железный флагшток, сами высотой более 2 метров. Сверху отколоты куски камня – столбы пострадали во время Корейской войны 1950-1953 гг. На баннере написано «Пятиярусная пагода в Унхындоне», а на информационной табличке – что «в Тонбудоне». Вероятно, Тонбудон – старое название места.

Я уже писал о любви корейцев к художественным граффити на стенах. В Андоне тоже есть такое место – район Синседон (신세동), который известен как «деревня фресок в Андоне» (안동신세동 벽화마을). Фотореалистичные изображения жителей, радостные собачки, цветочные орнаменты и многие другие сюжеты украшают ограды и стены домов в этом районе, расположившемся на склоне горы (N36.56768° E128.73823°).

Рисунки на стенах

Рисунки на стенах

Семейство

В Синседоне, у подножия холма стоит современный буддийский комплекс Хэдонса (해동사) с новенькой каменной пагодой (N36.56517° E128.74018°). Чтобы войти в здание, нужно традиционно снять обувь. Место посещаемое – рядом с ним стояло много автобусов и автомобилей.

От монастыря современного – к месту древнего монастыря Андон Попхынса (안동법흥사) с семиярусной пагодой из красного кирпича, изначальной постройки периода Объединённого Силла (N36.56606° E128.74629°). Эта пагода (안동법흥사지칠층전탑), являющаяся национальным сокровищем Кореи №16 – старейшая из сохранившихся в Корее таких высоких кирпичных пагод. Её высота почти 17 метров, а ширина у основания – около 8.

На информационном стенде я прочитал, что ещё ранее на этом месте была пагода деревянная. Согласно историческим записям, эта пагода ремонтировалась в 1487 году при короле Сончжоне, а в 2012-2014 годах её отремонтировали в последний раз. По цоколю пагоды сохранились барельефы с изображениями Дэв, сияющих божеств, среди которых есть и небесные цари-стражи, обычно строго взирающие на входящих в храмы через ворота Чхонванмун.

На ярусах сохранившиеся остатки подлинной черепицы. Внушительное сооружение, но вид немного портит проходящая в нескольких метрах железная дорога. Пагода выглядит похожей на ту, что около железнодорожного вокзала, как будто они построены (или перестроены) одним мастером.

Сам монастырь Попхынса был основан предположительно в восьмом веке.  В настоящее же время сохранилась лишь крохотная часть от некогда огромного комплекса – как раз под пагодой. Силласских кирпичных пагод в Корее сохранилось мало, одну из них мы ранее видели в Кёнчжу.

Вблизи пагоды находится старинная усадьба – дом клана Ли из Косона. Имчхонгак (임청각) довольно большая усадьба – прежде в ней было 99 комнат. Примечательна тем, что это одна из старейших построек, сохранившихся в Корее до наших дней. Построил её некто Ли Мён (이명) в начале XVI века, но она знаменита ещё и тем, что здесь в 1858 году родился Ли Саннён  (이상룡) – один из председателей Временного правительства Республики Корея в изгнании. Того самого правительства, что базировалось в Шанхае и координировало борьбу с японцами в колонизированной Корее. Члены клана Ли из Косона традиционно занимали высокие посты при Дворе и в правительстве. Ещё один интересный факт: табличку-вывеску (пхёнэк), которая венчает Имчхонгак, кистью вывел лично Ли Хван (이황) – выдающийся неконфуцианский учитель.

Чуть ближе к пагоде расположена ещё одна усадьба члена клана, по имени Ли Хусик. Она постройки уже второй половины XVIII века и состоит из главного дома, святилища предков, внешнего крыла, хозпостроек и мельницы. Имеется и внутренний пруд. Для любителей аутентичности возможен ночлег в этом старинном месте аж за ₩100000, правда и обстановка будет аутентично простой.

Затем мы поехали в фольклорный музей (N36.57953° E128.76666°). Он небольшой, хоть и располагается на двух этажах, где представлены основные традиционные ритуалы, сопутствующие корейцу как от рождения до старости, так и после смерти. Вход стоил всего ₩1000.

Свадьба

Можно посмотреть на предметы традиционного быта, одежду и аксессуары.

Формы для приготовления печенюшек, вроде наших любимых якква (약과):

Ну и какой же Андон да без водочки…

Пояснения в музее дублируются по-английски, так что и без знания корейского языка можно вынести оттуда массу полезной информации.

Вот не дают современным корейским художникам покоя сюжеты картин их знаменитых классиков! На панно в холле музея есть мотивы и «Праздника Тано» Син Юнбока и «Ссирым» Ким Хондо. Есть версия, что два знаменитых мастера писали свои картины, сойдясь в художественном поединке. Здесь же оба сюжета встретились на одном полотне. Нужно признать, что эти – наверное, самые цитируемые произведения.

Вдоль южного берега Нактонгана проходит пешеходная тропа, а точнее – дорожка на сваях с лестницами и мостиками (N36.57490° E128.76196°).

По ней было приятно прогуляться вечером, с видом на мост Лунного света – Ворёнгё (월영교).

Кстати про мост… Уже смеркалось, и вскоре должны были включить его подсветку. Туда интересно попасть именно в тёмное время: вечером этот мост разноцветно подсвечивается и украшается струями воды. И тут корейцы не обошлись без рекорда: это самая длинная пешеходная переправа в Республике Корея – 387 метров (N36.57723° E128.75928°). Мост построен на тонких сваях и как будто парит в воздухе. На середине моста – классический восьмиугольный павильон.

Возле входа на мост с северного берега реки находится информационный центр, рядом с которым скромно стоит красная сертификационная будка для постановки печатей в велосипедные паспорта (N36.57755° E128.75873°). О системе сертификации я упоминал во вступлении к предыдущему отчёту. Поставленные в будке штампы авансом завершили почти пройденный нами в 2015 году этап реки Нактонган (낙동강) – будка «работает» круглосуточно.

Рядом с этим туристическим местом гнездятся рестораны с местной кухней. Главные блюда: жареная солёная скумбрия канкодынъо (간고등어) и хотчесапаб (헛제사밥). Одно из заведений (맛50년헛제사밥) красноречиво похваляется 50-летним опытом приготовления Андонгского варианта пибимбаба (N36.57753° E128.75815°). Обстановка в нём очень ресторанная.

Канун праздника Чхусок – повод попробовать именно это блюдо, которое в прежние времена получалось в результате смешивания остатков ритуального подношения духам предков – «чеса» (제사). Мы подношения духам предков не делали, оттого нам и полагается «мнимое подношение». После заказа принесли «остатки с чхусочного стола» (по кусочку всякой всячины) и одну большую миску, в которой и нужно всё смешивать с овощами и рисом, подсолив чуток соевым соусом. Кусочки были выложены на ритуальную посуду «чеги» (제기), подчёркивающую их «как бы ритуальное прошлое».

Стоимость блюда в комплекте с рисовым напитком сикхе (식혜) – 1 ман (₩10000) на человека. Особо проголодавшиеся могут взять продвинутый комплексный обед конфуцианского учёного – сонбисан (선비상) за ₩15000, в который входит ещё жареная рыбка, побольше закусок и даже сладости. Для наиболее образованных и педантичных обжор – «золотой» набор за 3 мана (현학금상), включающий жареную скумбрию и хве из осьминога. Скажем прямо, цена завышена: ну нет в хотчесапабе ничего на такую огромную сумму. Чтобы хоть как-то украсить свой бедный «послечхусочный» стол, я заказал бадейку браги тондончжу (동동주).

Тем временем стемнело окончательно, и мост заиграл своей подсветкой вкупе с водными струями. Музыка, правда, играла совсем тихо.

Оглавление здесь: Корея 2016

С метками:



Если вы нашли ошибку или неточность, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.